ГОД УЧИТЕЛЯ
«Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности...
Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации...Наши ценности формируют и наше представление о будущем....» (из текста Послание Президента Медведева Д.А.Федеральному Собранию Российской Федерации, ноябрь 2009 года).
1. В современном обществе система и качество образования имеют ключевое значение.
2. В посткризисный период, перед нашей страной особенно остро стоят проблемы сохранения духовности, нравственности, этики и морали, проблемы реформирования современного образования и воспитания. Остро ощущается необходимость организации «позитивного образовательно - воспитательного пространства в России» - надежного фундамента для становления гражданского общества в нашей стране, в том числе жизненно необходимо создание надлежащих условий для качественной образовательной подготовки творчески активной молодежи (с усиленными акцентами на духовно-нравственном воспитании); поскольку именно молодежи, прежде всего, свойственно внедрение инноваций, как материального результата интеллектуально-творческой деятельности, имеющей решающее значение в повышении конкурентоспособности страны.
3. Очевидно, что для создания необходимых условий для качественного социально-экономического развития России необходимо обеспечить надлежащую (продуманную) модернизацию институтов образования как инструментов социального развития, предусматривающую формирование через систему образования гармоничных социальных отношений и наиболее благоприятных условий для развития каждого человека (гражданина) и страны в целом. Необходимость в этих преобразованиях касается как вопросов воспитания, формирующих становление и развитие гармоничного гражданского общества, так и обеспечения доступности образования.
4. В эпоху быстрого обновления информации необходимо создавать механизмы, позволяющие оперативно включать новые знания в образовательный процесс.
5. При реформировании системы отечественного образования и совершенствовании образовательных процессов следует учитывать как региональные и национальные особенности, так и современные мировые тенденции развития в области образования.
6. Безусловно, в современных условиях необходимо сделать акценты на развитие инновационного характера базового образования - как основы становления экономики знаний, предусматривающее формирование востребованных на сегодня компетентностей. Поэтому особое значение для экономики страны имеет система подготовки кадров для высокотехнологичных производств с учетом обеспечения возможности применения инновационных технологий.
7. Необходимо создание условий для развития современной отечественной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, направленной на предоставление гражданам - возможности учиться в течение всей жизни, осваивая те образовательные модули, которые им необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры, а для работодателей - на предоставление возможности оперативно повышать квалификацию работников.
8. Общегосударственный характер образования - великое социальное завоевание развивающегося человечества, призванное и обеспечивающее возможность гармонизации общественных отношений, в которые включены разные этносы и нации, и благодаря этому создающее формирующую среду, способную нейтрализовать даже такие негативные конфликты, как проявления ксенофобии.
9. Государство и общество, беспокоящиеся о своей безопасности, не могут не понимать, что качественное, доступное для всех социальных групп, образование является той фундаментальной основой, которая как ничто другое позволяет целенаправленно и программно разрывать негативно разрушительную связь времён, несущую в себе недопустимую преемственность неприязни, ненависти, межличностных и межэтнических противостояний, включая самые радикальные. И естественно, что такого рода обеспокоенность должна быть присуща государству, функционирующему и развивающемуся на федеративных началах. Что особенно актуально для современного положения дел в Российской Федерации.
«Задача современной школы - воспитать мудрого, талантливого человека, умеющего управлять процессом поддержания цивилизации на Земле»
Джагдиш Ганди