МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ - XXI ВЕК"
 

Секция ИС в сфере образования, науки, творчества и культуры 2014



ПРОГРАММА

Секционного заседания

«Интеллектуальная собственность в сфере образования, науки,   творчества и культуры»                                                                                                                 

 Международного Форума 

«Интеллектуальная собственность – XXI век»

В рамках ключевых мероприятий Международного Форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» (www.forum-ip.ru), ежегодно проводимого под патронатом Торгово-Промышленной Палаты России, 22 апреля 2014 года в Библиотеке ТПП РФ (г. Москва ул. Ильинка д.6) проводится Секционное заседание «Интеллектуальная собственность в сфере образования, науки, творчества и культуры». Проведение заинтересованной дискуссии профильных экспертов на указанном секционном заседании по наиболее актуальным проблемам междисциплинарного взаимодействия в сфере образования, науки, творчества и культуры представляется особенно значимым, учитывая существующую необходимость оптимизации сферы публичных коммуникаций и участия профессионального сообщества в разработке и обсуждении проектов в области законодательного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны,  в т.ч.  с помощью развития сферы интеллектуальной собственности,  сферы подготовки и реализации потенциала профессиональных кадров, сферы образования, сферы творчества и культуры, обеспечивающих в т.ч. популяризацию научно-практического просвещения и преемственность  профессиональных  знаний и опыта; тем более, что 2014 год официально  объявлен в России  «Годом  культуры» (Указ Президента РФ от 22.04.2013г. № 375 "О проведении в Российской Федерации Года культуры").

Основные темы для обсуждения участниками Секции:

-        Проблемные аспекты формирования и развития кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса современного общества;

-        Концепция Государственной кадровой политики и проблемы кадровой безопасности России;

-        Кадровая составляющая института банкротства: проблемы, направления решения;

-        Интеллектуальная собственность в сфере образования и научных исследований: правовые аспекты формирования системы анализа и управления результатами интеллектуальной деятельности (в т.ч. с учетом новой редакции IV части ГК РФ и вступления в силу ФЗ № 273 "Об образовании в РФ", проекта ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике в Российской Федерации», проекта ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»);

-        Интеллектуальная собственность в сфере образования и науки: особенности налогообложения;

-        Проблемы правовой охраны интеллектуальной собственности в сфере профессионального образования и научной сфере;

-        Проблемные аспекты разработки и утверждения стандартов профессиональной деятельности и федеральных государственных образовательных стандартов;

-        Новая модель российского образования: инновационно - образовательный кластер;

-        Проблемные аспекты разработки и реализации инновационных программ повышения квалификации работников сферы образования;

-        Условия подготовки квалифицированных кадров в области создания интеллектуальной собственности в сфере образования, науки и культуры;

-        Технологии управления экспертной, проектной и исследовательской деятельностью в сфере образования, науки  и культуры;

-        Влияние социально-экономических и морально-этических факторов на развитие сферы интеллектуальной собственности;

-        Возможности реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали, как личности, так и общества;

-        О совершенствовании законодательства Российской Федерации в сфере сохранения культурного наследия народов России;

-        Способы современного использования научно-практического потенциала в конфиденциальном бизнес-консультировании. Авторские методики и "плагиат";

-        Необходимость формирования и реализации программ по поддержке и развитию творческой, научной и исследовательской активности детей и молодежи;

-        Представление Сборника материалов Секции;

-        Представление официальных мероприятий социокультурной направленности, проводимых в рамках Форума;

-        Представление наиболее интересных творческих проектов 2013-2014г.г.;

-        Обсуждение предложений участников Секции в Резолюцию Международного форума «Интеллектуальная собственность - XXI век»;

-        Награждение Лауреатов Международного Конкурса научно - творческих работ «Правовая культура - основа гармоничного развития личности и общества», проводимого (в целях привлечения внимания общества к истории, культуре (в т.ч. правовой), ценностям, традициям, ключевым факторам гармоничного развития общества и правового государства) в т.ч. в рамках мероприятий, посвященных 65-летию провозглашения Организацией Объединенных Наций «Всеобщей декларации прав человека»;

-        Награждение профильных экспертов, активно участвующих в реализации проектов в области интеллектуальной собственности.

Организатор и Координатор Секции: Баяхчян Елена Валерьевна - Председатель Подкомитета по формированию и развитию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, Председатель Правления Некоммерческой Организации «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», Член Оргкомитета Международного Форума «Интеллектуальная собственность - XXI век».

Сборник  материалов Секции  подготовлен и напечатан при экспертной и финансовой поддержке НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры».

Награждение Лауреатов Международного Конкурса научно - творческих работ «Правовая культура - основа гармоничного развития личности и общества» и профильных экспертов, активно участвующих в реализации проектов в области интеллектуальной собственности, организовано при поддержке Московского Представительства Чайного Дома «Унция», Кондитерской Фабрики «Победа», РПК «Айтэм Групп», НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», НП «Гильдия  книжников».


 

ИНФОРМАЦИЯ

Международный Форум «Интеллектуальная собственность – XXI век» является одним из ключевых мероприятий, ежегодно проводимых под патронатом Торгово-Промышленной Палаты России. Традиционно на Форуме обсуждаются актуальные проблемы защиты и охраны интеллектуальной собственности и намечаются стратегически целесообразные формы и тактические меры по совершенствованию законодательства и системы правоприменения в предметной сфере.

В современных социально-экономических условиях опыт развития экономик ведущих стран мира наглядно показывает роль и особое значение интеллектуальной собственности как ключевого инструмента для обеспечения экономического роста, социального благополучия и повышения конкурентоспособности субъектов разного иерархического уровня во всех сферах жизнедеятельности.

Поэтому, по мнению экспертов, обсуждение проблематики интеллектуальной собственности в сфере образования, науки, творчества и культуры представляется особенно важным, поскольку для исследования и обсуждения проблем интеллекта и творчества именно эта сфера является системообразующей.

Современные подходы к формированию ответственного отношения (на государственном уровне) к образованию, науке, культуре и творчеству как особо значимым сферам человеческой деятельности, жизненно необходимых для устойчивого позитивного развития современного общества, предполагают наличие особого внимания к необходимости создания эффективной национальной системы формирования, учета, контроля, развития и сохранения кадрового потенциала страны, а также необходимости формирования национальной Системы оценки качества интеллектуальных инноваций в образовательной сфере во взаимосвязи с разработкой Системы регистрации и правовой охраны результатов научно-педагогической деятельности. При этом необходимо обеспечить условия для создания и реализации программ по поддержке и развитию творческой, изобретательской и исследовательской активности молодежи, обеспечив, тем самым, надлежащее функционирование системы подготовки кадров и преемственности знаний и опыта в сфере образования, науки, творчества и культуры; сохранив лучшие традиции в этих областях, в том числе сохраняя и развивая профессиональные (в т.ч. научные, творческие, практикоориентированные) союзы, а также уделяя особое внимание созданию в Российской Федерации современной системы непрерывного профессионального образования, в том числе в части подготовки и переподготовки профильных кадров.

Очевидно, что мощный кадровый потенциал является важнейшим национальным достоянием, без сохранения и приумножения которого невозможно поступательное развитие страны. Отсутствие эффективных механизмов государственного воздействия на процессы формирования и надлежащего использования опытных конкурентоспособных кадров, снижение общего уровня профессионализма, приводят к углублению кризисных явлений, развитию необратимых процессов в науке, образовании, экономике, социальной сфере, государственном управлении, тем самым усугубляя общее отставание страны и ослабляя позиции России в мире. Предотвратить указанные проблемы могут только решительные, последовательные, системные и комплексные, своевременные меры, опирающиеся на полноценную правовую, методологическую и организационную основу.

Важнейшей задачей, обозначенной руководством РФ на ближайшую перспективу, является возрождение высокотехнологичных отраслей промышленности и создание к 2020 году 25 миллионов рабочих мест. Достижение поставленных целей возможно лишь при условии возврата должного приоритета научным исследованиям и создания условий для развития научной сферы и системы образования, которые, в свою очередь, являются основными элементами, определяющими возможность научно-технического прогресса и качественной подготовки квалифицированных кадров.

В силу высокой значимости интеллектуальной собственности в системе обеспечения конкурентоспособности граждан, организаций и страны в целом, кроме очевидной необходимости принятия адекватных мер государственной поддержки деятельности, связанной с созданием, вовлечением в хозяйственный оборот и защитой результатов интеллектуальной  деятельности и объектов интеллектуальной собственности, возникает необходимость принятия эффективных решений по обеспечению охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. Поэтому особое внимание следует уделить разработке и утверждению нормативных актов и установлению Регламентов разработки и использования научных и учебно-методических материалов в образовательной, научной и творческой деятельности. При этом Регламенты должны способствовать развитию творческой деятельности авторов по созданию актуального научного и учебно-методического контента и обеспечивать возможность надлежащего законного пресечения несанкционированного (контрафактного) использования авторских материалов (оформленных результатов) и защиты прав и законных интересов авторов и иных законных правообладателей. Наглядной иллюстрацией объективной необходимости в указанных мерах может быть имеющее место массовое несоблюдение правил цитирования и оформления библиографических данных в рабочих программах, методических сборниках и иных публикациях, что свидетельствует о низкой правовой культуре педагогических, научных и творческих кадров. Проблема заключается не только в низкой культуре авторов и их неготовности самостоятельного обеспечения защиты своих авторских прав, но и в отсутствии профессиональных структур и специалистов, которые не только могли бы оказывать консультационную помощь, но и взяли бы на себя комплексное правовое сопровождение профессиональной деятельности в сфере образования, науки, творчества и культуры, поскольку именно эта сфера неразрывно связана со всей системой обучения и воспитания граждан страны и формирует гуманитарные потребности, сохраняя, воспроизводя и преумножая культурные традиции и духовно-нравственные ценности.

Учитывая активную интеграцию России в мировое деловое сообщество, в т.ч. вступление России в ВТО, принимая во внимание необходимость создания позитивных социально-экономических условий для всех сфер жизнедеятельности, профильные эксперты сходятся во мнении о необходимости скорейшей разработки, обсуждения и утверждения Государственной кадровой политики РФ, Государственной Стратегии развития образования и Государственной Стратегии развития единого культурного пространства России. Обязательно приняв при этом во внимание необходимость сохранения поликультурного многообразия России, необходимость детальной проработки правовых, экономических и социальных аспектов развития профильных видов деятельности в области образования, науки, творчества, культуры и необходимость формирования в РФ социально-ориентированных приоритетов в указанных областях.

Учитывая специфику Форума, подготовлен Сборник научно-практических материалов, позволяющих при обобщении, сформировать следующие предложения:

1. Необходимо в РФ создать надлежащие условия для обеспечения защиты системы непрерывного профессионального образования, доказавшей свою эффективность, как за рубежом, так и в России;

2. Необходимо обеспечить включение профильной дисциплины «Интеллектуальная собственность» (в т.ч. «Особенности формирования и использования ИС» «Защита и охрана ИС», «Экономика и управление ИС», с учетом особенностей сфер использования) в основные и дополнительные направления подготовки (во всех образовательных учреждениях СПО и ВПО) профессиональных кадров;

3. Ученым Советам ВУЗов обратить внимание на необходимость использования инструментов эффективных межвузовских практик для развития интеллектуального потенциала, способного удовлетворить потребности ВУЗов  в  исследовании и решении практических задач в области права, экономики, менеджмента и др. и повышения квалификации преподавателей;

4. Экспертному сообществу при участии профильных министерств и ведомств и надлежащем финансировании разработать критерии оценки инновационной активности ВУЗов, учреждений СПО, научных учреждений, организаций, предприятий, включающие такие ежегодные показатели, как

- наличие учтенных результатов творческой деятельности сотрудников учреждения (организации), предназначенных для коммерциализации;

- количество лицензионных договоров о передаче прав на использование интеллектуальной собственности;

- количество и состав авторов, участвующих в лицензионных договорах;

- размер авторского вознаграждения на одного автора по лицензионному договору;

- общая стоимость лицензионных договоров;    

- общая сумма авторского вознаграждения.

5. В целях поддержки и защиты научного и творческого сообщества необходимо разработать эффективные меры борьбы с плагиатом в научных исследованиях и творческих проектах и сформировать и уточнить меры по повышению качества исследований;

6. Необходимо обеспечить скорейшее формирование и реализацию в РФ Государственной кадровой политики, направленной на создание системы прогнозирования, формирования и развития кадровой обеспеченности страны, защищающей квалифицированные профессиональные кадры (в т.ч. от проявлений дискриминации по возрастным и индивидуальным признакам), улучшающую межведомственный трансфер знаний и технологий, обеспечивающую в РФ повышение уровня межведомственной координации деятельности по сохранению, формированию и развитию кадрового потенциала (в т.ч. в наукоемких отраслях) и реализацию принципа прогнозирования и обеспечения непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающего в т.ч. решение проблемы формирования и внедрения стандартов и квалификационных требований к современным профессиональным кадрам, позволяющего устранить допущенные серьезные ошибки в подготовке кадрового резерва (в настоящее время большинство программ подготовки не основано на практическом опыте, отсутствует система анализа профессионального образования в РФ, в т.ч. оценка взаимосвязей набора, процесса обучения, выпуск и трудоустройства по профессии);

7. Необходимо во все федеральные целевые программы РФ включить раздел «Подготовка кадров» с обоснованием затрат по указанному направлению;

8.         Необходимо разработать, публично обсудить и внести в «Единый квалификационный справочник» РФ актуальные дополнения и изменения с учетом перспективных кадровых потребностей РФ;

9. Учитывая имеющие место серьезные отставания экономики и производства РФ в технологиях, а также значительные потери интеллектуального ресурса страны и снижение уровня интеллекта граждан в последнее десятилетие (в т.ч. за счет имеющихся деформаций в системе базового образования), принимая во внимание современные потребности в инженерных и рабочих кадрах, необходимо в общеобразовательных школах увеличить объем преподавания  математики, русского языка, биологии,  физики и химии, а также обеспечить возвращение в образовательные программы черчения и астрономии, предусмотрев периодическую аттестацию преподавателей и учащихся по указанным учебным дисциплинам;

10. Необходимо обеспечить создание в образовательных учреждениях практических лабораторий, в том числе используя имеющийся потенциал профильных предприятий и организаций;          

11. Необходимо  на федеральном и региональном уровнях обеспечить поддержку творческой и исследовательской активности детей и молодежи, в т.ч. за счет создания научно-творческих социокультурных центров, проведения практикоориентированных конкурсов, олимпиад, конференций, фестивалей и выставок,  подготовки и реализации специализированных научно-методических исследований и  материалов.

12. Необходимо повысить качественные характеристики профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, особенно инженерных, военных, педагогических направлений подготовки и т.п. (основу которых должны составлять практики, имеющие опыт работы на предприятиях и в организациях профильных отраслей);

13.       Для повышения качества образования и освоения новых технологий необходимо разработать и внедрить систему современных научных исследований и значительно улучшить современную материально-техническую базу.

Организатор и Координатор Секции: Баяхчян Елена Валерьевна - Председатель Подкомитета по формированию и развитию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, Председатель Правления Некоммерческой Организации «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры», Член Оргкомитета Международного Форума «Интеллектуальная собственность - XXI век»







    Вернуться к списку