Секция "Интеллектуальная собственность в сфере образования и творчества"
- Тезисы Доклада Баяхчян Е.В.
- Тезисы Доклада Болотовй Е.Л.
- Тезисы Доклада Гончарука А.Ю.
- Тезисы Доклада Топчий И.В.
- Тезисы Доклада Евграфова Ю.А.
- Тезисы Доклада Закатова А.Н.
- Тезисы Доклада Быковой О.Н.
- Тезисы Доклада Журбинской Т.К.
- Тезисы Доклада Воровщикова С.Г.
- Тезисы Доклада Бескровной Е.А.
- Тезисы Доклада Заславской О.Ю. и Кравеца О.Я.
- Тезисы Доклада Заславский А.А. Галеева Н.Л.
- Тезисы Доклада Зотовой Е.Б.
- Тезисы Доклада Мусатовой Ж.Б.
- Тезисы Доклада Шаршова И.А.
- Тезисы Доклада Сухова Ф.В.
- Тезисы доклада Синягиной Н.Ю.
- Тезисы Доклада Копковой Е.В.
- Тезисы Доклада Митропольской А.В.
- Список приглашенных к участию в работе Секции ИС в сфере образования и творчества
Координатор секции: Председатель Правления НО «Фонд поддержки и развития
образования, творчества, культуры Баяхчян Е.В.
Место проведения: Зал Библиотеки Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации,
г. Москва ул. Ильинка д. 6
Присутствовали: 87 человек
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
в проект РЕЗОЛЮЦИИ
Международного Форума «Интеллектуальная собственность – ХХ1 век»
от участников секции
«Интеллектуальная собственность в сфере образования и творчества»
г. Москва 19 апреля 2011 года
Формирование на государственном уровне отношения к образованию и творчеству как особо значимым сферам человеческой деятельности, жизненно необходимо для позитивного развития современного российского общества.
Очевидно, что для обеспечения прогрессивного развития Российской Федерации в обозримом будущем необходима модернизация институтов образования как инструментов социального развития, предусматривающая формирование через систему разнопланового образования социальных отношений и наиболее благоприятных условий, как для развития каждого человека, так и страны в целом. Необходимость в этих преобразованиях касается как вопросов воспитания, становления гражданского общества, так и обеспечения доступности и вариативности образования. Очень важным представляется формирование и развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики, основанной на знаниях, традициях и опыте, предусматривающих возможность приобретения на начальных этапах обучения востребованных на сегодня компетентностей. В том числе особое значение имеет подготовка и переподготовка кадров для высокотехнологичных производств, применяющих инновационные технологии и подходы. Кроме того, в существующих социально-экономических условиях в РФ, для обеспечения экономики страны высококвалифицированными кадрами необходимо обеспечить создание надлежащих условий для функционирования современной системы качественного непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, направленной на обеспечение гражданам возможности учиться и повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Такая система позволит обеспечить потребности как самих работников через осваивание тех образовательных модулей, которые им необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры, так и работодателей путем оперативного обновления знаний и повышения квалификации работников их организаций.
Для сохранения и преумножения достижений отечественной научной школы и сохранения отечественных высокопрофессиональных специалистов - не только основного практического звена модернизации экономики России, но и шире – всего спектра ее цивилизационных основ, необходимо обеспечить надлежащее внимание к процессам формирования и реализации законодательных актов Российской Федерации в сфере образования, основанных на лучших национальных традициях, неразрывно связанных с мировой фундаментальной наукой и ориентированных на формирование творческой социально-ответственной личности.
При этом, особое внимание следует уделить реализации программ по поддержке и развитиютворческой, изобретательской и исследовательской активности молодежи, обеспечив надлежащее функционирование сложившейся в РФ системы подготовки кадров и преемственность знаний и опыта в сфере науки, творчества, культуры и искусства, сохранив лучшие традиции в этих областях, в том числе сохраняя и развивая творческие союзы, а также уделяя особое внимание созданию в Российской Федерации современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профильных кадров.
В силу чрезвычайно высокой значимости интеллектуальной собственности в обеспечении конкурентоспособности граждан, организаций и страны в целом, кроме принятия адекватных мер государственной поддержки деятельности, связанной с созданием, вовлечением в хозяйственный оборот и защитой результатов интеллектуальной деятельности и объектов интеллектуальной собственности, возникает необходимость решения вопросов охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. В настоящее время на становление и развитие рынкаинтеллектуальной собственности большое влияние оказывает отсутствие квалифицированных специалистов в области защиты, охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности,владеющих современными технологиями управления исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, специалистов нового типа, способных выявлять и продвигать на мировой рынок новые высоко конкурентные разработки и достижения.
Особое внимание следует уделить разработке и утверждению нормативных актов, устанавливающих Регламенты разработки и использования научных и учебно-методических материалов в образовательной деятельности в соответствии с положениями законодательства РФ, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности. Регламенты должны поощрять творческую деятельность авторов по созданию актуального научного и учебно-методического контента и пресекать несанкционированное (контрафактное) использование этих материалов.
Приоритетной задачей для государства и общества должно стать формирование прогрессивного кадрового резерва нашей страны, принятие необходимых мер по возрождению лучших традиций Российской системы образования. При этом, особое внимание следует уделить образованию в сфере творчества, культуры и искусства, поскольку именно эта сфера неразрывно связана со всей системой обучения и воспитания граждан нашей страны и формирует гуманитарные потребности, сохраняя и воспроизводя культурные традиции и духовно-нравственные ценности. Цивилизационно основополагающие профессии – учителя, врачи, и, тем более, творцы – композиторы, поэты, писатели, художники, архитекторы – обеспечивают формирование мировоззрения социума. Мировоззрение, в котором должно быть место и интеллекту, и таланту, и совести, и чести, и профессиональному достоинству, и этическим, и эстетическим идеалам, и признанию дарования. Без уточнения именно этой, программной «специфики» в сфере творчества, культуры и искусства российское образование функционировать не сможет.
Учитывая стратегическое значение роли Образования в современном обществе, в том числе в системе национальной безопасности нашей страны, а также в системах демографической и социальной политик, системе сохранения психологического и физического здоровья нации следует изменить отношение руководства России к формированию и развитию отечественной сферы образования (она же сфера воспитания и сфера сохранения социокультурных ценностей).
Учитывая изложенное выше, считаем необходимым на государственном уровне обеспечить принятие следующих мер:
1. Повысить статус и уровень оплаты труда научно-педагогических кадров.
2. Обеспечить научно-педагогическим кадрам реализацию социальных гарантий, в том числе право и доступность на качественный труд, отдых, медицинское обслуживание, жилье, транспорт, коммунальные услуги и т.п.
3. Обеспечить научно-педагогическим кадрам возможность повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счет государственного бюджета.
4. Обеспечить противодействие уничтожению целого ряда ведущих направлений отечественного образования, в том числе медицинского, военного, творческого, педагогического и т.д.
5. Обеспечить противодействие рейдерским захватам образовательных учреждений, запретив изъятие имущества образовательных учреждений и запретив передачу имущества (в т.ч. недвижимого) образовательных учреждений без их согласия и публичного обсуждения иным организациям и ведомствам, обеспечить сохранность и использование в образовательных учреждениях научно-методических, архивных и библиотечных фондов и т.п.
6. Обеспечить достойное финансирование студенческого и аспирантского сообщества, увеличив размер стипендий, обеспечив гарантии трудоустройства по профессии, обеспечив студентов и аспирантов жильем, детскими дошкольными учреждениями, жилищно-коммунальными и медицинскими услугами и т.п.
7. Обеспечить формирование в обществе отношения к творческому (художественному, музыкальному, архитектурному и т.п.) образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для прогрессивного развития общества.
8. Обеспечить формирование современной нормативно-правовой базы в сфере развития творческого (в т.ч. художественного и музыкального) образования в части уточнения специфики образования в сфере творчества, культуры и искусства, в части определения правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования, в части сохранения и развития сложившейся сети и контингента образовательных учреждений культуры и искусства, в части сохранения преемственности и непрерывности образования.
9. Министерству образования и науки РФ обеспечить официальный статус традиционно проводимым Всероссийским и Международным Олимпиадам, Форумам, Конкурсам, Фестивалям для детей и молодежи, организуемым ведущими образовательными и научными учреждениями РФ (в т.ч. Всероссийскому Форуму научной молодежи «Шаг в будущее» - организаторы МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. А.Н.Косыгина, МГТУ им. Н.Э.Баумана; Всероссийской Олимпиаде по интеллектуальной собственности для старшеклассников – организаторы – РГАИС и Роспатент; творческим конкурсам в МАРХИ (Государственная Академия), в Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М.Ипполитова - Иванова и т.п.), выявляющих талантливых детей и молодежь, способствующих развитию научных знаний и творческих способностей у молодого поколения, повышающих общий интеллектуальный уровень граждан страны, помогающих сохранению и развитию культурно – исторических и духовно-нравственных традиций, обеспечивающих возможность гармонизации общественных отношений и реализации единства принципов воспитания и самовоспитания в образовательном пространстве.
10. В связи с введением в РФ третьего уровня высшего образования, необходимо уравнять по статусу программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура) и отнесенную к «специализированным последипломным программам» ассистентуру-стажировку, что даст возможность готовить в рамках ассистентуры-стажировки «Преподавателей высшей школы» для соответствующего направления культуры и искусства.
11. Обеспечить публичное обсуждение предложения Министерства образования и науки РФ о введении уведомительного порядка начала образовательной деятельности взамен лицензирования образовательной деятельности, поскольку это предложение по мнению профессионального сообщества приведет к резкому падению качества образования.
12. Обеспечить гарантии бесплатного второго и необходимого последующего образования для выпускников творческих учебных заведений.
13. Обеспечить разработку и утверждение системы мер по исключению воинской обязанности для выпускников творческих образовательных учреждений.
14. Обеспечить содействие публичному общественному признанию достижений образовательных учреждений в сфере творчества, культуры и искусства, в том числе с помощью СМИ.
15. Разработать и принять Федеральный Закон «О непрерывном профессиональном образовании и повышении квалификации».
16. Правительству Российской Федерации пересмотреть (в сторону увеличения, с учетом мнений руководителей и преподавателей ВУЗов страны) перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» (бакалавр, магистр), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 1136 от 30.12.2009г., необоснованно сокративший реальный (традиционный) перечень подготовки специалистов Российской Федерации более чем в три раза.
17. Правительству РФ обеспечить возможность предоставления квалифицированной юридической (междисциплинарной) помощи в сфере создания и использования объектов интеллектуальной собственности всем учебным учреждениям страны.
18. При формировании и внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов для учебных заведений страны (особенно высших) необходимо обеспечить высокий уровень предметного содержания стандартов и сохранность традиционных для России специальностей, не допустить развала и уничтожения отечественной научной школы.
20. Министерству образования и науки РФ:
- обеспечить разработку и введение в действие Федеральных Государственных образовательных стандартов по подготовке бакалавров, специалистов и магистров по интеллектуальной собственности,
- создать научно-методический совет по защите интеллектуальной собственности с целью разработки соответствующих примерных программ в системе высшего и среднего профессионального образования и необходимого их методического обеспечения.
21. Уделить особое внимание сохранению и развитию творческих союзов (Союз художников, Союз композиторов, Союз писателей, Союз журналистов, Союз дизайнеров и т.п.), обеспечив их имущественной и финансовой поддержкой. Продумать, публично обсудить и утвердить перечень государственных мероприятий, направленных на реализацию и пропаганду потенциала творческих союзов.
22. Повысить статус членов творческих союзов РФ, предоставив им возможность более активного воплощения своих творческих талантов и опыта, а также обеспечив им льготы при оплате используемого имущества, коммунальных услуг, эксплуатационных расходов, транспорта.
23. Обеспечить возможность проведения регулярных дискуссий профессионального творческого сообщества с руководством страны.
24. Ускорить принятие Закона «О меценатстве в РФ».
25. Обеспечить разработку, утверждение и реализацию Стратегии развития творческой деятельности, связанной с детьми и молодежью, используя лучшие традиции отечественного образования и воспитания в области культуры и искусства.
26. Обеспечить приобретение лицензионных программных продуктов и услуг по поддержке ИТ-сервисов для образовательных учреждений; обеспечить образовательные учреждения (включая дошкольные ОУ, школы, учреждения среднего профессионального образования, учреждения высшего профессионального образования, учреждения повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров) лицензионными программными продуктами, позволяющими реализовать программы качественной подготовки обучаемых к работе в условиях современного информационного общества.
27. Обратить особое внимание на необходимость смещения вектора подготовки педагогических кадров в области информационных технологий с изучения конкретных программных продуктов или конкретных устройств на изучение эффективных способов использования современных аппаратных и программных средств в организации и обеспечении качественного образовательного процесса, а также уже накопленныхобразовательных информационных ресурсов, размещенных в сети.
28. Обеспечить решение технологических задач по информатизации деятельности образовательных учреждений и решение организационных вопросов по выстраиванию качественного информационного взаимодействия.
29. Создать при Министерстве образования и науки РФ Научно - Методический Совет по вопросам формирования, вовлечения в хозяйственный оборот и защиты результатов интеллектуальной деятельности и объектов интеллектуальной собственности.
30. Министерству образования и науки РФ, федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку широкого спектра дополнительных образовательных программ для получения выпускниками вузов дополнительных квалификаций.
Участники секции
В работе секции приняли участие 87 человек. С Докладами выступили: 16 человек – профильных экспертов, 10 человек – финалистов Всероссийской Олимпиады по интеллектуальной собственности для старшеклассников и Руководитель проекта«Всероссийская Олимпиада по интеллектуальной собственности для старшеклассников» РГАИС.
Вернуться к списку