МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ - XXI ВЕК"
 

Секция "Интеллектуальная собственность в сфере образования и творчества"



Координатор секции: Председатель Правления НО «Фонд поддержки и развития 

образования, творчества, культуры Баяхчян Е.В.

Место проведения: Зал Библиотеки Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации, 

г. Москва ул. Ильинка д. 6 

Присутствовали: 87 человек


 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

в проект РЕЗОЛЮЦИИ

Международного Форума «Интеллектуальная собственность – ХХ1 век»

от участников секции

«Интеллектуальная собственность в сфере образования и творчества»

г. Москва                                                                                                     19 апреля 2011 года

Формирование на государственном уровне отношения к образованию и творчеству как особо значимым сферам человеческой деятельности, жизненно необходимо для позитивного развития современного российского общества.

Очевидно, что для обеспечения прогрессивного развития Российской Федерации в обозримом будущем необходима модернизация  институтов образования как инструментов социального развития, предусматривающая формирование через систему разнопланового образования социальных отношений  и наиболее благоприятных условий, как для развития каждого человека, так и страны в целом. Необходимость в этих преобразованиях касается как вопросов воспитания, становления гражданского общества, так и обеспечения доступности и вариативности образования. Очень важным представляется  формирование и  развитие  инновационного характера базового образования как основы становления  экономики, основанной на знаниях, традициях и опыте, предусматривающих возможность приобретения  на начальных этапах обучения востребованных на сегодня компетентностей. В том числе особое значение имеет подготовка и переподготовка кадров для высокотехнологичных производств, применяющих инновационные технологии и подходы. Кроме того, в существующих социально-экономических условиях в РФ,  для обеспечения экономики страны высококвалифицированными кадрами необходимо обеспечить создание надлежащих условий  для функционирования современной системы качественного непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, направленной на обеспечение гражданам  возможности  учиться и повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Такая система позволит  обеспечить потребности  как  самих работников через осваивание тех  образовательных модулей, которые им необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры, так и работодателей путем  оперативного обновления   знаний и повышения  квалификации  работников их организаций.

Для  сохранения и преумножения достижений отечественной научной школы и сохранения отечественных высокопрофессиональных специалистов -  не только основного практического звена модернизации экономики России, но и шире – всего спектра ее цивилизационных основ,  необходимо обеспечить надлежащее внимание к процессам формирования и реализации законодательных актов Российской Федерации в сфере образования, основанных на лучших национальных традициях, неразрывно связанных с мировой фундаментальной наукой и  ориентированных  на формирование творческой социально-ответственной  личности.

При этом, особое внимание следует уделить реализации программ по поддержке и развитиютворческой, изобретательской и исследовательской активности  молодежи, обеспечив  надлежащее функционирование сложившейся в РФ системы подготовки кадров и преемственность знаний и опыта в сфере науки, творчества, культуры и искусства, сохранив лучшие традиции в этих  областях, в том числе сохраняя и развивая творческие союзы, а также   уделяя  особое внимание созданию в Российской Федерации современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки  профильных  кадров.

В силу чрезвычайно высокой значимости интеллектуальной собственности в обеспечении конкурентоспособности граждан, организаций и страны в целом, кроме принятия адекватных мер государственной поддержки деятельности, связанной с созданием, вовлечением в хозяйственный оборот и защитой результатов интеллектуальной деятельности и объектов интеллектуальной собственности, возникает необходимость решения вопросов охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. В настоящее время на становление и развитие рынкаинтеллектуальной собственности большое влияние оказывает отсутствие квалифицированных специалистов в области защиты, охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности,владеющих современными технологиями управления  исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, специалистов нового типа, способных выявлять и продвигать на мировой рынок  новые высоко конкурентные  разработки и достижения.

             Особое  внимание следует уделить разработке и утверждению нормативных актов, устанавливающих Регламенты разработки и использования научных и учебно-методических материалов в образовательной деятельности в соответствии с положениями законодательства  РФ, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности. Регламенты должны поощрять творческую деятельность авторов по созданию актуального научного и учебно-методического контента  и пресекать несанкционированное (контрафактное)  использование этих материалов.

Приоритетной задачей для государства и общества должно стать формирование прогрессивного кадрового резерва нашей страны, принятие необходимых мер по возрождению лучших традиций Российской  системы образования. При этом, особое внимание следует уделить образованию в сфере творчества, культуры и искусства, поскольку именно эта сфера неразрывно связана со всей системой обучения и воспитания  граждан нашей страны и формирует гуманитарные потребности, сохраняя и воспроизводя культурные традиции и духовно-нравственные ценности. Цивилизационно  основополагающие профессии – учителя,  врачи, и, тем более, творцы – композиторы, поэты, писатели, художники, архитекторы – обеспечивают формирование  мировоззрения  социума. Мировоззрение, в котором  должно быть место и интеллекту, и таланту, и совести, и чести, и профессиональному достоинству, и этическим, и эстетическим идеалам, и признанию дарования. Без уточнения именно этой, программной «специфики» в сфере творчества, культуры и искусства российское образование функционировать не сможет.

Учитывая стратегическое  значение  роли  Образования в современном обществе,  в том числе в системе национальной  безопасности  нашей страны, а также в системах демографической  и социальной политик, системе сохранения психологического и физического здоровья нации следует изменить отношение руководства России к формированию и развитию отечественной  сферы  образования (она же сфера воспитания и сфера сохранения социокультурных ценностей).

Учитывая изложенное выше, считаем необходимым  на государственном уровне обеспечить принятие следующих мер:

1.            Повысить статус и уровень оплаты труда научно-педагогических кадров.

2.            Обеспечить научно-педагогическим кадрам  реализацию социальных гарантий, в том числе право и доступность на качественный  труд, отдых, медицинское  обслуживание, жилье,   транспорт, коммунальные услуги и т.п.

3.            Обеспечить  научно-педагогическим кадрам возможность повышения квалификации и профессиональной переподготовки за  счет  государственного бюджета.

4.            Обеспечить  противодействие уничтожению целого ряда ведущих направлений отечественного образования, в том числе  медицинского, военного, творческого, педагогического и т.д.

5.            Обеспечить противодействие рейдерским захватам образовательных учреждений, запретив изъятие имущества образовательных учреждений и запретив передачу имущества (в т.ч. недвижимого) образовательных учреждений без их согласия и публичного обсуждения иным организациям и ведомствам,  обеспечить сохранность и использование в образовательных учреждениях  научно-методических, архивных  и библиотечных фондов и т.п.

6.            Обеспечить достойное финансирование студенческого и аспирантского сообщества, увеличив размер стипендий, обеспечив гарантии трудоустройства по профессии, обеспечив студентов и аспирантов жильем, детскими дошкольными учреждениями, жилищно-коммунальными и медицинскими услугами и  т.п.

7.            Обеспечить формирование  в обществе отношения к  творческому (художественному, музыкальному, архитектурному и т.п.) образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для  прогрессивного развития общества.

8.   Обеспечить  формирование современной нормативно-правовой базы в сфере развития творческого (в т.ч. художественного и музыкального) образования в части уточнения специфики образования в сфере творчества, культуры и искусства,  в части определения правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования, в части сохранения и развития сложившейся сети и контингента образовательных учреждений культуры и искусства,  в части сохранения  преемственности и непрерывности образования.

9. Министерству  образования и науки РФ  обеспечить  официальный  статус традиционно проводимым Всероссийским и Международным Олимпиадам, Форумам,  Конкурсам, Фестивалям  для детей и молодежи, организуемым  ведущими образовательными и научными учреждениями РФ  (в т.ч. Всероссийскому Форуму научной молодежи «Шаг в будущее» - организаторы МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. А.Н.Косыгина, МГТУ им. Н.Э.Баумана; Всероссийской Олимпиаде по интеллектуальной собственности для старшеклассников – организаторы – РГАИС и Роспатент; творческим  конкурсам в МАРХИ (Государственная Академия), в Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М.Ипполитова - Иванова и т.п.),  выявляющих талантливых детей и молодежь,  способствующих развитию научных знаний и творческих способностей у молодого поколения, повышающих общий интеллектуальный  уровень граждан страны, помогающих сохранению и развитию культурно – исторических и духовно-нравственных традиций, обеспечивающих  возможность гармонизации общественных отношений и реализации единства принципов  воспитания и самовоспитания  в образовательном пространстве.

10.  В связи с введением в РФ  третьего уровня высшего образования, необходимо уравнять по статусу программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура) и отнесенную к «специализированным последипломным программам» ассистентуру-стажировку, что даст возможность готовить в рамках ассистентуры-стажировки «Преподавателей высшей школы» для соответствующего направления культуры и искусства.

11. Обеспечить публичное обсуждение  предложения  Министерства образования и науки РФ о введении уведомительного порядка начала образовательной деятельности взамен лицензирования образовательной деятельности, поскольку это предложение по мнению профессионального сообщества приведет к резкому падению качества образования.

12. Обеспечить гарантии  бесплатного второго и необходимого последующего образования для выпускников творческих учебных заведений.

13. Обеспечить разработку и утверждение системы мер по исключению воинской обязанности для выпускников творческих образовательных учреждений.

14. Обеспечить содействие публичному общественному признанию достижений образовательных учреждений в сфере творчества, культуры и искусства, в том числе с помощью СМИ.

15. Разработать и принять Федеральный Закон «О непрерывном профессиональном образовании и повышении квалификации».

16. Правительству Российской Федерации  пересмотреть (в сторону увеличения, с учетом мнений руководителей и преподавателей ВУЗов страны) перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» (бакалавр, магистр), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 1136 от 30.12.2009г., необоснованно сокративший реальный (традиционный) перечень подготовки специалистов Российской Федерации более чем в три раза.

17. Правительству РФ обеспечить возможность предоставления квалифицированной юридической (междисциплинарной) помощи в сфере создания и использования объектов интеллектуальной собственности  всем  учебным учреждениям страны.

18.  При формировании и внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов для учебных заведений страны (особенно высших) необходимо обеспечить высокий уровень предметного содержания стандартов и сохранность традиционных для России специальностей, не допустить развала и уничтожения отечественной научной школы.

20.  Министерству образования и науки РФ:

- обеспечить разработку и введение в действие  Федеральных  Государственных образовательных стандартов  по подготовке бакалавров, специалистов и магистров по интеллектуальной собственности,

- создать научно-методический совет по защите интеллектуальной собственности  с целью разработки соответствующих примерных программ в системе высшего  и среднего профессионального образования и необходимого их  методического  обеспечения.      

21.  Уделить  особое внимание сохранению и развитию творческих союзов (Союз художников,  Союз композиторов, Союз писателей, Союз журналистов, Союз дизайнеров и т.п.), обеспечив их имущественной и финансовой поддержкой. Продумать, публично обсудить и утвердить  перечень государственных мероприятий, направленных на реализацию и пропаганду  потенциала  творческих союзов.

22. Повысить статус членов творческих союзов РФ, предоставив  им  возможность более активного воплощения  своих творческих талантов и опыта, а также обеспечив им льготы  при оплате используемого имущества, коммунальных услуг, эксплуатационных расходов, транспорта.

23. Обеспечить возможность проведения регулярных дискуссий профессионального творческого сообщества с руководством страны.

24. Ускорить принятие Закона «О меценатстве в РФ».

25.  Обеспечить разработку, утверждение и реализацию Стратегии развития  творческой деятельности, связанной с детьми  и молодежью, используя лучшие традиции отечественного образования и воспитания в области культуры и искусства.

26. Обеспечить приобретение лицензионных программных продуктов и услуг по поддержке ИТ-сервисов для образовательных учреждений; обеспечить образовательные учреждения (включая дошкольные ОУ, школы, учреждения среднего профессионального образования, учреждения высшего профессионального образования, учреждения повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров) лицензионными программными продуктами, позволяющими реализовать программы качественной подготовки обучаемых  к  работе в условиях современного информационного общества.

27. Обратить особое внимание на необходимость смещения вектора подготовки педагогических кадров в области информационных технологий с изучения конкретных программных продуктов или конкретных устройств на изучение эффективных способов использования современных аппаратных и программных средств в организации и обеспечении качественного образовательного процесса, а также уже накопленныхобразовательных информационных ресурсов, размещенных в сети.

28. Обеспечить решение технологических задач по информатизации деятельности образовательных учреждений и решение организационных вопросов по выстраиванию качественного информационного  взаимодействия.

29. Создать при Министерстве образования и науки РФ Научно - Методический Совет по вопросам формирования, вовлечения в хозяйственный оборот и защиты результатов интеллектуальной деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

30. Министерству  образования и науки РФ, федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку широкого спектра  дополнительных образовательных программ для получения выпускниками вузов дополнительных квалификаций.

Участники секции

В работе секции приняли участие 87 человек. С Докладами выступили: 16 человек – профильных экспертов, 10 человек – финалистов Всероссийской Олимпиады по интеллектуальной собственности для старшеклассников и Руководитель проекта«Всероссийская Олимпиада по интеллектуальной собственности для старшеклассников» РГАИС.





    Вернуться к списку