Секция "Интеллектуальная собственность в сфере образования и творчества"
Тезисы Доклада Баяхчян Е.В.
Тезисы Доклада Болотовй Е.Л.
Тезисы Доклада Гончарука А.Ю.
Тезисы Доклада Топчий И.В.
Тезисы Доклада Евграфова Ю.А.
Тезисы Доклада Закатова А.Н.
Тезисы Доклада Быковой О.Н.
Тезисы Доклада Журбинской Т.К.
Тезисы Доклада Воровщикова С.Г.
Тезисы Доклада Бескровной Е.А.
Тезисы Доклада Заславской О.Ю. и Кравеца О.Я.
Тезисы Доклада Заславский А.А. Галеева Н.Л.
Тезисы Доклада Зотовой Е.Б.
Тезисы Доклада Мусатовой Ж.Б.
Тезисы Доклада Шаршова И.А.
Тезисы Доклада Сухова Ф.В.
Тезисы доклада Синягиной Н.Ю.
Тезисы Доклада Копковой Е.В.
Тезисы Доклада Митропольской А.В.
Список приглашенных к участию в работе Секции ИС в сфере образования и творчества
Координатор секции: Председатель Правления НО «Фонд поддержки и развития
образования, творчества, культуры Баяхчян Е.В.
Место проведения: Зал Библиотеки Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации,
г. Москва ул. Ильинка д. 6
Присутствовали: 87 человек
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
в проект РЕЗОЛЮЦИИ
Международного Форума «Интеллектуальная собственность – ХХ1 век»
от участников секции
«Интеллектуальная собственность в сфере образования и творчества»
г. Москва 19 апреля 2011 года
Формирование на государственном уровне отношения к образованию и творчеству как особо значимым сферам человеческой деятельности, жизненно необходимо для позитивного развития современного российского общества.
Очевидно, что для обеспечения прогрессивного развития Российской Федерации в обозримом будущем необходима модернизация институтов образования как инструментов социального развития, предусматривающая формирование через систему разнопланового образования социальных отношений и наиболее благоприятных условий, как для развития каждого человека, так и страны в целом. Необходимость в этих преобразованиях касается как вопросов воспитания, становления гражданского общества, так и обеспечения доступности и вариативности образования. Очень важным представляется формирование и развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики, основанной на знаниях, традициях и опыте, предусматривающих возможность приобретения на начальных этапах обучения востребованных на сегодня компетентностей. В том числе особое значение имеет подготовка и переподготовка кадров для высокотехнологичных производств, применяющих инновационные технологии и подходы. Кроме того, в существующих социально-экономических условиях в РФ, для обеспечения экономики страны высококвалифицированными кадрами необходимо обеспечить создание надлежащих условий для функционирования современной системы качественного непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, направленной на обеспечение гражданам возможности учиться и повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Такая система позволит обеспечить потребности как самих работников через осваивание тех образовательных модулей, которые им необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры, так и работодателей путем оперативного обновления знаний и повышения квалификации работников их организаций.
Для сохранения и преумножения достижений отечественной научной школы и сохранения отечественных высокопрофессиональных специалистов - не только основного практического звена модернизации экономики России, но и шире – всего спектра ее цивилизационных основ, необходимо обеспечить надлежащее внимание к процессам формирования и реализации законодательных актов Российской Федерации в сфере образования, основанных на лучших национальных традициях, неразрывно связанных с мировой фундаментальной наукой и ориентированных на формирование творческой социально-ответственной личности.
При этом, особое внимание следует уделить реализации программ по поддержке и развитиютворческой, изобретательской и исследовательской активности молодежи, обеспечив надлежащее функционирование сложившейся в РФ системы подготовки кадров и преемственность знаний и опыта в сфере науки, творчества, культуры и искусства, сохранив лучшие традиции в этих областях, в том числе сохраняя и развивая творческие союзы, а также уделяя особое внимание созданию в Российской Федерации современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профильных кадров.
В силу чрезвычайно высокой значимости интеллектуальной собственности в обеспечении конкурентоспособности граждан, организаций и страны в целом, кроме принятия адекватных мер государственной поддержки деятельности, связанной с созданием, вовлечением в хозяйственный оборот и защитой результатов интеллектуальной деятельности и объектов интеллектуальной собственности, возникает необходимость решения вопросов охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. В настоящее время на становление и развитие рынкаинтеллектуальной собственности большое влияние оказывает отсутствие квалифицированных специалистов в области защиты, охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности,владеющих современными технологиями управления исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, специалистов нового типа, способных выявлять и продвигать на мировой рынок новые высоко конкурентные разработки и достижения.
Особое внимание следует уделить разработке и утверждению нормативных актов, устанавливающих Регламенты разработки и использования научных и учебно-методических материалов в образовательной деятельности в соответствии с положениями законодательства РФ, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности. Регламенты должны поощрять творческую деятельность авторов по созданию актуального научного и учебно-методического контента и пресекать несанкционированное (контрафактное) использование этих материалов.
Приоритетной задачей для государства и общества должно стать формирование прогрессивного кадрового резерва нашей страны, принятие необходимых мер по возрождению лучших традиций Российской системы образования. При этом, особое внимание следует уделить образованию в сфере творчества, культуры и искусства, поскольку именно эта сфера неразрывно связана со всей системой обучения и воспитания граждан нашей страны и формирует гуманитарные потребности, сохраняя и воспроизводя культурные традиции и духовно-нравственные ценности. Цивилизационно основополагающие профессии – учителя, врачи, и, тем более, творцы – композиторы, поэты, писатели, художники, архитекторы – обеспечивают формирование мировоззрения социума. Мировоззрение, в котором должно быть место и интеллекту, и таланту, и совести, и чести, и профессиональному достоинству, и этическим, и эстетическим идеалам, и признанию дарования. Без уточнения именно этой, программной «специфики» в сфере творчества, культуры и искусства российское образование функционировать не сможет.
Учитывая стратегическое значение роли Образования в современном обществе, в том числе в системе национальной безопасности нашей страны, а также в системах демографической и социальной политик, системе сохранения психологического и физического здоровья нации следует изменить отношение руководства России к формированию и развитию отечественной сферы образования (она же сфера воспитания и сфера сохранения социокультурных ценностей).
Учитывая изложенное выше, считаем необходимым на государственном уровне обеспечить принятие следующих мер:
1. Повысить статус и уровень оплаты труда научно-педагогических кадров.
2. Обеспечить научно-педагогическим кадрам реализацию социальных гарантий, в том числе право и доступность на качественный труд, отдых, медицинское обслуживание, жилье, транспорт, коммунальные услуги и т.п.
3. Обеспечить научно-педагогическим кадрам возможность повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счет государственного бюджета.
4. Обеспечить противодействие уничтожению целого ряда ведущих направлений отечественного образования, в том числе медицинского, военного, творческого, педагогического и т.д.
5. Обеспечить противодействие рейдерским захватам образовательных учреждений, запретив изъятие имущества образовательных учреждений и запретив передачу имущества (в т.ч. недвижимого) образовательных учреждений без их согласия и публичного обсуждения иным организациям и ведомствам, обеспечить сохранность и использование в образовательных учреждениях научно-методических, архивных и библиотечных фондов и т.п.
6. Обеспечить достойное финансирование студенческого и аспирантского сообщества, увеличив размер стипендий, обеспечив гарантии трудоустройства по профессии, обеспечив студентов и аспирантов жильем, детскими дошкольными учреждениями, жилищно-коммунальными и медицинскими услугами и т.п.
7. Обеспечить формирование в обществе отношения к творческому (художественному, музыкальному, архитектурному и т.п.) образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для прогрессивного развития общества.
8. Обеспечить формирование современной нормативно-правовой базы в сфере развития творческого (в т.ч. художественного и музыкального) образования в части уточнения специфики образования в сфере творчества, культуры и искусства, в части определения правового статуса и нормативной базы деятельности образовательных учреждений культуры и искусства в общей системе российского образования, в части сохранения и развития сложившейся сети и контингента образовательных учреждений культуры и искусства, в части сохранения преемственности и непрерывности образования.
9. Министерству образования и науки РФ обеспечить официальный статус традиционно проводимым Всероссийским и Международным Олимпиадам, Форумам, Конкурсам, Фестивалям для детей и молодежи, организуемым ведущими образовательными и научными учреждениями РФ (в т.ч. Всероссийскому Форуму научной молодежи «Шаг в будущее» - организаторы МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. А.Н.Косыгина, МГТУ им. Н.Э.Баумана; Всероссийской Олимпиаде по интеллектуальной собственности для старшеклассников – организаторы – РГАИС и Роспатент; творческим конкурсам в МАРХИ (Государственная Академия), в Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М.М.Ипполитова - Иванова и т.п.), выявляющих талантливых детей и молодежь, способствующих развитию научных знаний и творческих способностей у молодого поколения, повышающих общий интеллектуальный уровень граждан страны, помогающих сохранению и развитию культурно – исторических и духовно-нравственных традиций, обеспечивающих возможность гармонизации общественных отношений и реализации единства принципов воспитания и самовоспитания в образовательном пространстве.
10. В связи с введением в РФ третьего уровня высшего образования, необходимо уравнять по статусу программы подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура) и отнесенную к «специализированным последипломным программам» ассистентуру-стажировку, что даст возможность готовить в рамках ассистентуры-стажировки «Преподавателей высшей школы» для соответствующего направления культуры и искусства.
11. Обеспечить публичное обсуждение предложения Министерства образования и науки РФ о введении уведомительного порядка начала образовательной деятельности взамен лицензирования образовательной деятельности, поскольку это предложение по мнению профессионального сообщества приведет к резкому падению качества образования.
12. Обеспечить гарантии бесплатного второго и необходимого последующего образования для выпускников творческих учебных заведений.
13. Обеспечить разработку и утверждение системы мер по исключению воинской обязанности для выпускников творческих образовательных учреждений.
14. Обеспечить содействие публичному общественному признанию достижений образовательных учреждений в сфере творчества, культуры и искусства, в том числе с помощью СМИ.
15. Разработать и принять Федеральный Закон «О непрерывном профессиональном образовании и повышении квалификации».
16. Правительству Российской Федерации пересмотреть (в сторону увеличения, с учетом мнений руководителей и преподавателей ВУЗов страны) перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» (бакалавр, магистр), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 1136 от 30.12.2009г., необоснованно сокративший реальный (традиционный) перечень подготовки специалистов Российской Федерации более чем в три раза.
17. Правительству РФ обеспечить возможность предоставления квалифицированной юридической (междисциплинарной) помощи в сфере создания и использования объектов интеллектуальной собственности всем учебным учреждениям страны.
18. При формировании и внедрении Федеральных государственных образовательных стандартов для учебных заведений страны (особенно высших) необходимо обеспечить высокий уровень предметного содержания стандартов и сохранность традиционных для России специальностей, не допустить развала и уничтожения отечественной научной школы.
20. Министерству образования и науки РФ:
- обеспечить разработку и введение в действие Федеральных Государственных образовательных стандартов по подготовке бакалавров, специалистов и магистров по интеллектуальной собственности,
- создать научно-методический совет по защите интеллектуальной собственности с целью разработки соответствующих примерных программ в системе высшего и среднего профессионального образования и необходимого их методического обеспечения.
21. Уделить особое внимание сохранению и развитию творческих союзов (Союз художников, Союз композиторов, Союз писателей, Союз журналистов, Союз дизайнеров и т.п.), обеспечив их имущественной и финансовой поддержкой. Продумать, публично обсудить и утвердить перечень государственных мероприятий, направленных на реализацию и пропаганду потенциала творческих союзов.
22. Повысить статус членов творческих союзов РФ, предоставив им возможность более активного воплощения своих творческих талантов и опыта, а также обеспечив им льготы при оплате используемого имущества, коммунальных услуг, эксплуатационных расходов, транспорта.
23. Обеспечить возможность проведения регулярных дискуссий профессионального творческого сообщества с руководством страны.
24. Ускорить принятие Закона «О меценатстве в РФ».
25. Обеспечить разработку, утверждение и реализацию Стратегии развития творческой деятельности, связанной с детьми и молодежью, используя лучшие традиции отечественного образования и воспитания в области культуры и искусства.
26. Обеспечить приобретение лицензионных программных продуктов и услуг по поддержке ИТ-сервисов для образовательных учреждений; обеспечить образовательные учреждения (включая дошкольные ОУ, школы, учреждения среднего профессионального образования, учреждения высшего профессионального образования, учреждения повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров) лицензионными программными продуктами, позволяющими реализовать программы качественной подготовки обучаемых к работе в условиях современного информационного общества.
27. Обратить особое внимание на необходимость смещения вектора подготовки педагогических кадров в области информационных технологий с изучения конкретных программных продуктов или конкретных устройств на изучение эффективных способов использования современных аппаратных и программных средств в организации и обеспечении качественного образовательного процесса, а также уже накопленныхобразовательных информационных ресурсов, размещенных в сети.
28. Обеспечить решение технологических задач по информатизации деятельности образовательных учреждений и решение организационных вопросов по выстраиванию качественного информационного взаимодействия.
29. Создать при Министерстве образования и науки РФ Научно - Методический Совет по вопросам формирования, вовлечения в хозяйственный оборот и защиты результатов интеллектуальной деятельности и объектов интеллектуальной собственности.
30. Министерству образования и науки РФ, федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку широкого спектра дополнительных образовательных программ для получения выпускниками вузов дополнительных квалификаций.
Участники секции
В работе секции приняли участие 87 человек. С Докладами выступили: 16 человек – профильных экспертов, 10 человек – финалистов Всероссийской Олимпиады по интеллектуальной собственности для старшеклассников и Руководитель проекта«Всероссийская Олимпиада по интеллектуальной собственности для старшеклассников» РГАИС.
Вернуться к списку